Характерные черты городского велосипеда – закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, чаще всего большие колеса с шинами средней толщины, как правило, педальные тормоза. Всегда присутствуют несъемные щитки на колесах, защита цепи, багажник. Некоторые городские велосипеды comanche сразу комплектуются фарами, поворотниками и сигналом – для городских условий это просто необходимо. Посадка на городском велосипеде очень высокая, что разгружает руки, а седло – подпружиненное или установленное на амортизационном подседельном штыре, который заметно увеличивает комфорт при езде.

Основа любого велосипеда – рама. Рамы дорожных велосипедов бывают закрытыми (трапециевидными, «мужскими») и открытыми (без верхней трубы, «женскими»). Разница тут, скорее, эстетическая, но при покупке велосипеда с закрытой рамой необходимо учитывать, что расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно быть не менее 10 см (ширина ладони), чтобы избежать травматизма при резком аварийном соскакивании.

Далее – амортизация. Желательно, чтобы она была передней. Велосипед с такой амортизацией называется хардтейлом («жестким хвостом»). Без нее байк пригоден только для езды по асфальту.

Следующий важный элемент – седло. К седлу городского велосипеда предъявляется пара основных требований. Во-первых, оно должно быть удобным. Во-вторых – не нарушать кровообращение. То есть должна быть возможность регулировать его по высоте, продольному смещению и углу наклона.