Сакральные истоки первого дня мая

1 мая известно не только как общественный праздник солидарности трудящихся. В европейской культуре этот день имеет очень глубокие корни, уходящие в дохристианскую эпоху.

Славяне в первый день месяца травня отдыхали и отмечали Живин день. Жива – это дочь богини Лады, богиня весны, плодородия и жизни во всех возможных проявлениях. В Живин день встречали настоящую Весну, дарующую буйство травам, тучность земле и богатство урожаям. Женщины по традиции плясали вокруг костра с мётлами, символизируя очищение места от тёмных сил. Также в Живин день обязательно купались в реках и озёрах, очищая тело и душу от скверны. Хороводы и прыжки через костёр – неотъемлемый атрибут праздника.

Любители кельтской культуры в ночь на 1 мая празднуют Бельтан – ключевой календарный день. Бельтан – праздник солнца. Поэтому символом его были большие костры, зажигаемые, как правило, на высоких холмах. Кельты собирали дрова загодя и использовали лишь определённые породы деревьев. Ночью выгоняли скот, а с первыми лучами солнца поджигали костры, пели гимны дневному светилу, водили хороводы, таким образом приветствуя его. Возглавляли праздничные процессии друиды. Бельтан – начало выпаса скота у кельтов.

Христиане в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь, или Ночь ведьм. Несмотря на то, что Вальпургия – христианская святая, праздник восходит к европейским языческим культам. По характеру празднования он очень схож и с днём Живы, и с Бельтаном. Те же костры, хороводы, пляски и прыжки. Отличительным символом было Майское дерево (Дерево Жизни), вокруг которого также устраивались праздничные действа. В поздних традициях Вальпургиевой ночи было обыкновение сжигать чучела ведьм. В эту ночь до рассвета звенели колокола. Однако смысл праздника всё равно оставался неизменным – приветствие весны, торжество жизни, почитание Света и Солнца.

май Бельтан Живин день Вальпургиева ночь
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

Коментарі