ВИТАЛИЙ СКАКУН: «ДИРИЖЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВООРУЖЕН ДО ЗУБОВ!»

Каждый человек жаждет какого-то чуда, придумывает его себе в определенные моменты, загадывает желания под бой курантов, либо когда затухают огоньки свечек на торте... Для многих этим же целям служит и поход на вечер классической музыки, где, словно повинуясь взмаху волшебной палочки доброго и мудрого мага, начинает струиться в мир удивительная музыка, рожденная стараниями десятков профессиональных музыкантов. И будто зачарованные, мы всеми струнами души отзываемся каждому миллиметру партитуры, забывая о своих мелких бытовых неурядицах и «растворяясь» в безбрежном море гармонии и красоты...

Но то, что кажется на первый взгляд волшебством, на самом деле – кропотливый и тяжелый труд многих музыкантов, во главе которых стоит ключевая и, в тоже время, малопонятная простому обывателю фигура... Дирижер! Без которого ни один слушатель не смог бы погрузиться в симфоническую феерию и насладиться шедеврами мировой классики, тем самым исцеляя свои душевные раны и восстанавливая потрепанный будничностью организм.

О том, насколько трудна эта профессия и насколько важна роль дирижера в оркестре мы решили поговорить с народным артистом Украины, руководителем и дирижером Полтавского симфонического оркестра Виталием Михайловичем Скакуном, выбрав для этого более чем удачный повод – наведались к мэтру накануне его шестьдесят четвертого Дня рождения и расспросили о многих нюансах этого по истине титанического ремесла.

 

Уважаемый Виталий Михайлович, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь в Полтавский симфонический оркестр?

Скажу сразу, что я не оканчивал специализированных музыкальных школ. Но, при этом, после обучения в гадячском культпросветучилище, сразу с ходу поступил в Киевскую государственную ордена Ленина консерваторию имени П.И. Чайковского. И что, особенно приятно для меня, я стал единственным выпускником этого училища, который после его окончания поступил в такой вуз. Так что, как Вы уже поняли, путь был не простой.

Я родился в неперспективных хуторах на Сумщине, на месте которых сейчас чисто поле. Помню, с детства любил музыку...  Где только можно было, играл на гармошке, и на свадьбах, и на других праздниках. Парубки постарше, благодаря этому увлечению, зачастую брали меня с собой к девчатам.

Я буквально случайно поступил в гадячское культпросветучилище и за три года, минуя музыкальную школу (где обычно моей профессии учатся с самого детства), поступил в упомянутую ранее консерваторию, которую окончил через 5 лет. Затем три года работал дирижером-хормейстером, но после этого опять вернулся в консерваторию и окончил оперно-симфонический факультет. Таким образом, отучился в этом заведении девять лет. После того 13 лет работал в Киеве в народных оркестрах, а мне все-таки хотелось овладеть дирижерской профессией по-настоящему, поднимать мировую классику, колоссальнейшие симфонические произведения. И я приехал в Полтаву, куда меня изначально пригласили в музыкально-драматический театр. Но, я всегда мечтал о симфоническом оркестре и, слава Богу, 22 февраля мы будем отмечать четырнадцатилетие воплощенной в жизнь мечты.

Иногда, вспоминая свои киевские трудовые будни,  я в шутку говорю, что «Меня, словно пилота СУ-27, в Киеве посадили на кукурузник». Вот и пришлось мне самому в Полтаве создать тот «самолет, на котором всегда хотелось летать». Очень хорошо, что администрация региона, как бывшая, так и теперешняя, всегда меня поддерживала. Видимо это происходило и потому, что я был настойчивым и целеустремленным человеком. Так что, поскольку Ваша рубрика посвящена мужчинам, то, хоть и не буду навязывать свой образ в пример другим, но скажу, что сила воли в достижении цели в совокупности с профессионализмом, должны быть у любого настоящего мужчины. Именно тогда, мужчина состоится как личность, а не переведется как бурьян. Кроме того, уверен, что любому мужчине жизненно необходимо стать профессионалом, какое бы дело он для себя не выбрал. И в этом амбиции, на мой взгляд, очень важны для человека, особенно для творческого. К тому же, сейчас доказано, что любой человек по своей сути творческий, значит и мои советы в равной степени применимы каждому.

 

Кто был Вашим учителем на этом пути?

В жизни мне повезло, и я встречал много хороших людей, настоящих учителей. Это, прежде всего мои первые учителя из гадячского культпросветучилища – Иван Тендитнык, Анатолий Федий, Лидия Москаленко. Благодарен я и педагогам из Киевской консерватории. Прежде всего, Дмитрию Завадинскому и Вадиму Гнедашу. Я бесконечно благодарен этим людям, за то, что они сделали для меня.

 

А какая функция дирижера в оркестре и могут ли музыканты обойтись без него?

На самом деле, были такие эксперименты, даже у нас на территории Советского союза (в Ленинграде), когда пробовали создать симфонический оркестр без дирижера. Собрались высококлассные музыканты, настоящие специалисты своего дела и при этом всем у них ничего не получилось. Почему? Дело в том, что дирижер, словно полководец, командир. И хотя каждый музыкант пытается играть профессионально на своем инструменте, но совместно без чуткого руководства со стороны дирижера они не справятся.

Часто думают, что представители нашей профессии особо и не перетруждаются, выходят все такие красивые во фраках, собирают больше всего цветов. Но, это совершенно не так. Ведь наша работа – это тяжкий труд подготовки к предстоящему выступлению. Дирижер должен быть «вооружен» до зубов! Это раньше, во времена Баха, были маленькие ансамбли при костелах и церквях. И органист, либо скрипач, взмахом своего смычка давал стартовую точку остальным исполнителям. Он, по сути, был тем лидером, который учил других музыкантов. Сегодня же, каждый исполнитель является лидером в своем конкретном направлении. И дирижер в наше время должен прикладывать поистине титанические усилия, чтобы быть более «подкованным», даже чем эти профессионалы! Вот тогда оркестр будет его признавать. Для этого необходимо в совершенстве знать партитуру, иметь прекрасный слух, ведь одновременно звучат десятки разных «голосов». Это как полсотни иностранных языков, которые ты должен понимать. Помните, из-за чего прекратилось строительство Вавилонской башни? А тут такое постоянно! Кроме того, у дирижера должно хватать силы воли внушать свое виденье музыки коллективу, хотя каждый исполнитель видит ее по-своему и необходимо путем убедительных объяснений донести до них свою правоту. К тому же, представитель моей профессии должен отличаться и высокой дисциплинированностью и хорошо развитым образным мышлением.

Что же происходи во время того, когда дирижер разводит руками? Скажу так... Во время репетиции, я словно учитель, который обучает музыкантов, ведет их к предстоящему концерту. А уже во время выступления, я организатор творческого процесса. Ведь музыка, она как человеческая речь, со своей интонацией и смыслом. Во время концерта я уже не словами, как на репетиции, а исключительно своими жестами, убедительностью и силой воли должен повести людей за собой.

 

Скажите, а какие вообще ощущения у человека, который одним взмахом своей палочки управляет огромным оркестром?

По секрету всему свету скажу, что большинство молодых начинающих дирижеров, не знающих еще до конца своей профессии, думают где-то внутри, какие они талантливые, ведь стоят единолично перед целым оркестром. Постарше дирижеры задумываются уже о другом. Это такая «детская» болезнь дирижеров, которые напрягаются, всеми своими жестами и мимикой пытаясь преподнести себя как артиста. А я сейчас скажу, что дирижер тоже артист, но в последнюю очередь. Прежде всего, он организатор и вдохновитель музыкального процесса, который является течением музыки во времени.

Какие ощущения? Большой радости и большой гордости, ведь для того чтобы выйти на сцену, для того, чтобы люди взяли билеты, пришли на концерт и получили удовольствие от него, мы много работаем. В данном случае абсолютно не применима спортивная фраза, что «важна не победа, а участие». Для меня лично, когда я по крупицам строю фундамент этого концерта, его кульминацию, когда я выхожу на сцену, пытаюсь чтобы все получилось, чтобы в зале услышали то, что я пытаюсь передать посредством музыки, разобрались в «сказанном», именно результат заставляет наслаждаться своей работой!

 

Что привносит дирижер в этот мир?

Ко мне иногда подходят люди после концерта и благодарят за то, что я их лечу. Вот, пожалуй, и ответ на Ваш вопрос. Каждый человек от оркестра ждет что-то свое... Кому-то хочется поплакать, другому необходима радость, одни банально наблюдают, как ходит смычок по скрипке, а иные во всем этом пытаются увидеть гармонию вселенского масштаба... И что самое интересное, каждый получает то, за чем сюда приходит. Оркестр – это, словно человеческая речь, переданная в веках. И когда мы, к примеру, смотрим картину Микеланджело или же Рафаэля, то мы зачастую видим конкретное изображение, в котором автор донес до зрителя свои идеи и переживания. А музыка – дело абстрактное, позволяющее наслаждаться нею людям с различным уровнем развития и складом ума.

 

Используете ли Вы какие-то инновационные подходы в интерпретации веками проверенных шедевров мировой классики?

Поскольку я работаю с молодыми людьми, то и себя считаю таковым. В связи с активным распространением компьютеров и Интернета, мы легко можем заполучить любые ноты. Раньше, помню, я зачастую их покупал у своих друзей-дирижеров. Ведь партитура для музыкантов, это как хлеб насущный, без которого теряет смысл вся наша работа.

Кроме того, масс-медиа позволяют черпать в себе вдохновение и оригинальные идеи для концертов. Например, сейчас мы активно внедряем тему «Звездных воин», где под соответствующую музыку зритель имеет возможность «окунуться» в атмосферу эпических сражений галактического масштаба. И это только начало. Мы планируем создать целый видеоряд из различных фильмов, под который будет подведена определенная музыка. Думаю, к концу сезона, ближе к лету, мы уже сможем предоставить на суд зрителей эту работу.

А вообще, немного отвлекаясь от основного вопроса, хочу отметить, что я очень благодарен полтавским зрителям, за то, что они верят в наш оркестр, всегда собирают полные залы, и ждут от каждого нового концерта что-нибудь необычное и оригинальное...

 

Читайте рубрику "Быть мужчиной"

Виталий Скакун дирижер
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

Коментарі

Коментарі призначені для обговорення, вияснення цікавих питань. Адміністрація сайту попереджає, що коментарі з використанням ненормативної лексики, пропагандою насилля та образою честі та гідності будуть видалятися.

Культура
Історія Святий Олекса жив у Римі в IV столітті. За християнськими переказами, якось у нього було видіння про смерть матері і, щоб вимолити в Бога для неї життя, чоловік вирішив покинути дружину та відректися від власного щастя. Протягом 17 років він щоночі молився у храмі Пресвятої Богородиці. Діва Марія змилосердилася над ним і, з'явившись йому, сповістила, що Олексій є чоловіком Божим. Звичаї У передостанній день березня, а він часто видавався теплим, лю...
Екологія
Новий тиждень почнеться в країні з холоду - місцями стовпчики термометрів 30 березня, в понеділок, опустяться нижче нульової позначки. Вдень прогнозується від плюс 3 до плюс 16 градусів, найтепліше буде на півдні країни, найхолодніше - у західному регіоні. Вночі очікується від мінус 1 до плюс 6 градусів. Про це пише гідрометцентр. Сніг можливий на заході, центрі і півночі України. На решті території - хмарно з проясненнями. В останній день місяця, у вівто...
Суспільство
Полтавське КАТП-1628 оприлюднило графік роботи Екобусу у квітні. Про це стало відомо з офіційного сайту підприємства. “Викинути ртутьвмісні відходи не можна. Все тому, що в ній міститься від 40 до 70 мг ртуті. Коли разом із побутовим (звичайним) сміттям такі лампи потрапляють на полігон, вони розбиваються. Випари ртуті забруднюють повітря, а коли ця речовина проникає в ґрунт, то отруює підземні води”, – розповідають у КАТП-1628. Нагадаємо, екобус у Полтаві...
Кримінал
За матеріалами Кременчуцького відділу поліції Полтавської області, учора, 29 березня близько 8.00 години під час профілактичних заходів "Нерест-2020" працівниками сектору водної поліції Кременчуцького відділу поліції спільно з інспекторами рибоохороного патруля Полтавщини на Сульській затоці загальнодержавного заказника "Сулинський" Кременчуцького водосховища в районі с.Шушвалівка Глобинського району був виявлений факт незаконного рибного промислу. Встанов...
Суспільство
Netflix щороку витрачає близько $8 млрд на виробництво контенту. Багатосерійні фільми, що випускає одна з найвідоміших медійних компаній, приковують до екранів мільйони людей у всьому світі. Ми обрали найкращі серіали Netflix, які допоможуть не нудьгувати під час карантину. У добірці – нові і старі роботи, адже ми враховували винятково рейтинги та відгуки глядачів, а не дату виходу багатосерійного фільму. 1. Картковий будинок. Головний герой Френсіс Андерв...
Суспільство
З наступного тижня розпочинаються щоденні онлайн-зустрічі з експертами тренінгового центру «Освіторії». По буднях о 18:30 всіх чекають на каналі «Освіторії» у YouTube. Всі трансляції відкриті, безкоштовні та будуть доступні безстроково. Життя і навчання під час карантину. Практичні поради психолога У вівторок 31 березня о 18:30 очільниця Професійної асоціації дитячих психологів України Катерина Гольцберг проведе вебінар на тему «Життя і навчання під час ка...
Суспільство
У Кременчуці, де виявили перший випадок захворювання на коронавірус, впроваджують посилені заходи з протидії розповсюдженню інфекції. До реалізації цих заходів задіяні всі оперативні служби – поліцейські, нацгвардійці, ДСНС, медики та комунальні підприємства, повідомляють в пресслужбі Нацполіції Полтавщини. – 28 березня проведено дезінфекцію за місцем проживання кременчужанки, в якої підтверджено діагноз захворювання на СOVID-19. Також проведено профілакти...
Суспільство
Коронавірус, який викликає COVID-19, постійно змінюється. Віруси множать себе і створюють більше версій самих себе. І, як рослини, тварини та бактерії, коронавірус постійно робить помилки у своєму множенні, а ці помилки призводять до мутацій – змін генетичного матеріалу дочірніх організмів порівняно з вихідним. Як інформує "ТСН" з посиланням на повідомлення "Popular Science", факт мутації вірусу лякає, але його зміна не означає, що він обов’язково стає неб...
Суспільство
Відсьогодні починає працювати новий стандарт медичної допомоги на коронавірусну хворобу. Від 29 березня в Україні госпіталізуватимуть лише коронавірусних хворих у стані середньої тяжкості та тяжкому. Міністерство охорони здоров'я України оприлюднило у неділю, 29 березня, наказ про організацію надання медичної допомоги хворим на коронавірусну хворобу COVID-19. Цим наказом затверджуються стандарти екстреної медичної допомоги та меддопомоги при коронавірусі....