ВИТАЛИЙ СКАКУН: «ДИРИЖЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВООРУЖЕН ДО ЗУБОВ!»

Каждый человек жаждет какого-то чуда, придумывает его себе в определенные моменты, загадывает желания под бой курантов, либо когда затухают огоньки свечек на торте... Для многих этим же целям служит и поход на вечер классической музыки, где, словно повинуясь взмаху волшебной палочки доброго и мудрого мага, начинает струиться в мир удивительная музыка, рожденная стараниями десятков профессиональных музыкантов. И будто зачарованные, мы всеми струнами души отзываемся каждому миллиметру партитуры, забывая о своих мелких бытовых неурядицах и «растворяясь» в безбрежном море гармонии и красоты...

Но то, что кажется на первый взгляд волшебством, на самом деле – кропотливый и тяжелый труд многих музыкантов, во главе которых стоит ключевая и, в тоже время, малопонятная простому обывателю фигура... Дирижер! Без которого ни один слушатель не смог бы погрузиться в симфоническую феерию и насладиться шедеврами мировой классики, тем самым исцеляя свои душевные раны и восстанавливая потрепанный будничностью организм.

О том, насколько трудна эта профессия и насколько важна роль дирижера в оркестре мы решили поговорить с народным артистом Украины, руководителем и дирижером Полтавского симфонического оркестра Виталием Михайловичем Скакуном, выбрав для этого более чем удачный повод – наведались к мэтру накануне его шестьдесят четвертого Дня рождения и расспросили о многих нюансах этого по истине титанического ремесла.

 

Уважаемый Виталий Михайлович, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь в Полтавский симфонический оркестр?

Скажу сразу, что я не оканчивал специализированных музыкальных школ. Но, при этом, после обучения в гадячском культпросветучилище, сразу с ходу поступил в Киевскую государственную ордена Ленина консерваторию имени П.И. Чайковского. И что, особенно приятно для меня, я стал единственным выпускником этого училища, который после его окончания поступил в такой вуз. Так что, как Вы уже поняли, путь был не простой.

Я родился в неперспективных хуторах на Сумщине, на месте которых сейчас чисто поле. Помню, с детства любил музыку...  Где только можно было, играл на гармошке, и на свадьбах, и на других праздниках. Парубки постарше, благодаря этому увлечению, зачастую брали меня с собой к девчатам.

Я буквально случайно поступил в гадячское культпросветучилище и за три года, минуя музыкальную школу (где обычно моей профессии учатся с самого детства), поступил в упомянутую ранее консерваторию, которую окончил через 5 лет. Затем три года работал дирижером-хормейстером, но после этого опять вернулся в консерваторию и окончил оперно-симфонический факультет. Таким образом, отучился в этом заведении девять лет. После того 13 лет работал в Киеве в народных оркестрах, а мне все-таки хотелось овладеть дирижерской профессией по-настоящему, поднимать мировую классику, колоссальнейшие симфонические произведения. И я приехал в Полтаву, куда меня изначально пригласили в музыкально-драматический театр. Но, я всегда мечтал о симфоническом оркестре и, слава Богу, 22 февраля мы будем отмечать четырнадцатилетие воплощенной в жизнь мечты.

Иногда, вспоминая свои киевские трудовые будни,  я в шутку говорю, что «Меня, словно пилота СУ-27, в Киеве посадили на кукурузник». Вот и пришлось мне самому в Полтаве создать тот «самолет, на котором всегда хотелось летать». Очень хорошо, что администрация региона, как бывшая, так и теперешняя, всегда меня поддерживала. Видимо это происходило и потому, что я был настойчивым и целеустремленным человеком. Так что, поскольку Ваша рубрика посвящена мужчинам, то, хоть и не буду навязывать свой образ в пример другим, но скажу, что сила воли в достижении цели в совокупности с профессионализмом, должны быть у любого настоящего мужчины. Именно тогда, мужчина состоится как личность, а не переведется как бурьян. Кроме того, уверен, что любому мужчине жизненно необходимо стать профессионалом, какое бы дело он для себя не выбрал. И в этом амбиции, на мой взгляд, очень важны для человека, особенно для творческого. К тому же, сейчас доказано, что любой человек по своей сути творческий, значит и мои советы в равной степени применимы каждому.

 

Кто был Вашим учителем на этом пути?

В жизни мне повезло, и я встречал много хороших людей, настоящих учителей. Это, прежде всего мои первые учителя из гадячского культпросветучилища – Иван Тендитнык, Анатолий Федий, Лидия Москаленко. Благодарен я и педагогам из Киевской консерватории. Прежде всего, Дмитрию Завадинскому и Вадиму Гнедашу. Я бесконечно благодарен этим людям, за то, что они сделали для меня.

 

А какая функция дирижера в оркестре и могут ли музыканты обойтись без него?

На самом деле, были такие эксперименты, даже у нас на территории Советского союза (в Ленинграде), когда пробовали создать симфонический оркестр без дирижера. Собрались высококлассные музыканты, настоящие специалисты своего дела и при этом всем у них ничего не получилось. Почему? Дело в том, что дирижер, словно полководец, командир. И хотя каждый музыкант пытается играть профессионально на своем инструменте, но совместно без чуткого руководства со стороны дирижера они не справятся.

Часто думают, что представители нашей профессии особо и не перетруждаются, выходят все такие красивые во фраках, собирают больше всего цветов. Но, это совершенно не так. Ведь наша работа – это тяжкий труд подготовки к предстоящему выступлению. Дирижер должен быть «вооружен» до зубов! Это раньше, во времена Баха, были маленькие ансамбли при костелах и церквях. И органист, либо скрипач, взмахом своего смычка давал стартовую точку остальным исполнителям. Он, по сути, был тем лидером, который учил других музыкантов. Сегодня же, каждый исполнитель является лидером в своем конкретном направлении. И дирижер в наше время должен прикладывать поистине титанические усилия, чтобы быть более «подкованным», даже чем эти профессионалы! Вот тогда оркестр будет его признавать. Для этого необходимо в совершенстве знать партитуру, иметь прекрасный слух, ведь одновременно звучат десятки разных «голосов». Это как полсотни иностранных языков, которые ты должен понимать. Помните, из-за чего прекратилось строительство Вавилонской башни? А тут такое постоянно! Кроме того, у дирижера должно хватать силы воли внушать свое виденье музыки коллективу, хотя каждый исполнитель видит ее по-своему и необходимо путем убедительных объяснений донести до них свою правоту. К тому же, представитель моей профессии должен отличаться и высокой дисциплинированностью и хорошо развитым образным мышлением.

Что же происходи во время того, когда дирижер разводит руками? Скажу так... Во время репетиции, я словно учитель, который обучает музыкантов, ведет их к предстоящему концерту. А уже во время выступления, я организатор творческого процесса. Ведь музыка, она как человеческая речь, со своей интонацией и смыслом. Во время концерта я уже не словами, как на репетиции, а исключительно своими жестами, убедительностью и силой воли должен повести людей за собой.

 

Скажите, а какие вообще ощущения у человека, который одним взмахом своей палочки управляет огромным оркестром?

По секрету всему свету скажу, что большинство молодых начинающих дирижеров, не знающих еще до конца своей профессии, думают где-то внутри, какие они талантливые, ведь стоят единолично перед целым оркестром. Постарше дирижеры задумываются уже о другом. Это такая «детская» болезнь дирижеров, которые напрягаются, всеми своими жестами и мимикой пытаясь преподнести себя как артиста. А я сейчас скажу, что дирижер тоже артист, но в последнюю очередь. Прежде всего, он организатор и вдохновитель музыкального процесса, который является течением музыки во времени.

Какие ощущения? Большой радости и большой гордости, ведь для того чтобы выйти на сцену, для того, чтобы люди взяли билеты, пришли на концерт и получили удовольствие от него, мы много работаем. В данном случае абсолютно не применима спортивная фраза, что «важна не победа, а участие». Для меня лично, когда я по крупицам строю фундамент этого концерта, его кульминацию, когда я выхожу на сцену, пытаюсь чтобы все получилось, чтобы в зале услышали то, что я пытаюсь передать посредством музыки, разобрались в «сказанном», именно результат заставляет наслаждаться своей работой!

 

Что привносит дирижер в этот мир?

Ко мне иногда подходят люди после концерта и благодарят за то, что я их лечу. Вот, пожалуй, и ответ на Ваш вопрос. Каждый человек от оркестра ждет что-то свое... Кому-то хочется поплакать, другому необходима радость, одни банально наблюдают, как ходит смычок по скрипке, а иные во всем этом пытаются увидеть гармонию вселенского масштаба... И что самое интересное, каждый получает то, за чем сюда приходит. Оркестр – это, словно человеческая речь, переданная в веках. И когда мы, к примеру, смотрим картину Микеланджело или же Рафаэля, то мы зачастую видим конкретное изображение, в котором автор донес до зрителя свои идеи и переживания. А музыка – дело абстрактное, позволяющее наслаждаться нею людям с различным уровнем развития и складом ума.

 

Используете ли Вы какие-то инновационные подходы в интерпретации веками проверенных шедевров мировой классики?

Поскольку я работаю с молодыми людьми, то и себя считаю таковым. В связи с активным распространением компьютеров и Интернета, мы легко можем заполучить любые ноты. Раньше, помню, я зачастую их покупал у своих друзей-дирижеров. Ведь партитура для музыкантов, это как хлеб насущный, без которого теряет смысл вся наша работа.

Кроме того, масс-медиа позволяют черпать в себе вдохновение и оригинальные идеи для концертов. Например, сейчас мы активно внедряем тему «Звездных воин», где под соответствующую музыку зритель имеет возможность «окунуться» в атмосферу эпических сражений галактического масштаба. И это только начало. Мы планируем создать целый видеоряд из различных фильмов, под который будет подведена определенная музыка. Думаю, к концу сезона, ближе к лету, мы уже сможем предоставить на суд зрителей эту работу.

А вообще, немного отвлекаясь от основного вопроса, хочу отметить, что я очень благодарен полтавским зрителям, за то, что они верят в наш оркестр, всегда собирают полные залы, и ждут от каждого нового концерта что-нибудь необычное и оригинальное...

 

Читайте рубрику "Быть мужчиной"

Виталий Скакун дирижер
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Я рекомендую
Ніхто ще не рекомендував

Коментарі

Коментарі призначені для обговорення, вияснення цікавих питань. Адміністрація сайту попереджає, що коментарі з використанням ненормативної лексики, пропагандою насилля та образою честі та гідності будуть видалятися.

Суспільство
Учень полтавської гімназії №14 «Здоров’я» 16-річний Данило Кудінов, який займається вільною боротьбою, отримав опіки третини тіла. Юнака відправляють на лікування до опікового центру у місті Кременчук. Хлопця виховує лише мама, а лікування коштуватиме 1000 гривень на день. Небайдужих людей прохають відгукнутися та допомогти матеріально за наступними банківськими реквізитами: 5168-7574-0655-4776. Також можна передати допомогу класним керівникам гімназії №1...
Кримінал
Контррозвідники Служби безпеки України встановили, що співробітники ФСБ РФ примушують громадян, які проживають на тимчасово окупованій території АР Крим, давати згоду на конфіденційне співробітництво. Основне завдання – це збір інформації про проукраїнськи налаштованих мешканців півострова. Пропозиції насамперед надходять працівникам сфери надання інтернет-послуг. Від них вимагають на конфіденційній основі незаконно збирати персональні дані, повідомляти пр...
Суспільство
Перехід в на зимовий час в Україні традиційно відбудеться в останню неділю жовтня. В ніч з 26 на 27 жовтня о 4 ранку стрілки годинників потрібно перевести на одну годину назад – на 3:00. Зміна  часу в Україні відбувається двічі на рік - навесні ми переходимо на літній час, а восени - на зимовий.  Вперше такий перехід запровадили у Великобританії в 1908 році. Вважалося, так раціональніше  розподіляється  електроенергія протягом доби. При цьому певний стрес,...
Суспільство
В аеропорту «Полтава» сьогодні  підписали  меморандум про співпрацю між Полтавським обласним комунальним підприємством «Аеропорт-Полтава» та ТОВ «Амбрелла Груп». Мета заходу - розширити можливості аеропорту.  Для цього планується   залучати  інвесторів, які  збудують  на території летовища  вантажний  термінал.  «Коли з'явиться  термінал, у ньому базуватиметься мала авіація та авіація сільськогосподарського призначення,  ви отримаєте до бюджету значні кошт...
Культура
Ми вже неодноразово розповідали про садибу - музей патріарха Мстислава, яка перебуває у аварійному стані . Нагадаємо, що у Полтаві будинок Патріарха Мстислава розташований на однойменній вулиці, яка раніше носила ім’я Карла Лібкнехта, а ще раніше називалася Тригубівською. Його включили до туристичного маршруту, пов’язаного із Симоном Петлюрою, адже майбутній Патріарх Мстислав, в миру Степан Скрипник доводився племінником Петлюрі. З 1994 року у цій будівлі...
Суспільство
Мешканці багатоквартирних будинків зможуть за власною ініціативою відключатися від централізованих систем опалення і гарячої води. Відповідний наказ Мінрегіонбуду набрав чинності 17 вересня 2019 року. Відключитися від централізованого тепла можна буде тільки в неопалювальний сезон, тобто до 1 жовтня. Натомість можна буде встановлювати систему індивідуального теплопостачання. Щоправда, дозвіл на такі заходи видаватимуть, якщо не менш як 50% квартир та інших...
Спорт
Тренер полтавської команди "Нафтогаз" Дмитро Мілько пройшов відбір серед 800 конкурентів, навчався у одній із кращих футбольних академій Східної Європи і тепер готовий реалізувати отриманий досвід на практиці. Про це і розповідає у розмові із журналістом 0532.ua. Про дзвінок із «Шахтаря», учителя із «Барселони» та роботу із ПСЖ -        Дмитре, як ти потрапив на навчання до академії «Шахтаря»? - Об’яву про те, що «Шахтар» шукає тренерів для дитячої академі...
Кримінал
Пожежа сталася у с. Більськ Котелевського району. Там загорівся житловий будинок.  Вогнем знищено частину  покрівлі, внутрішнє  оздоблення стін та стелі, пошкоджено домашні речі. Внаслідок пожежі господарка отримала опіки лівої руки, співмешканець, гр. Є., 1975 р.н. отримав термічні опіки ніг, обличчя, спини. Обоє постраждали дставлені у доставлені в Котелевську ЦРЛ. Врятовано  житловий будинок, поряд розташовану літню кухню та господарчу споруду. Причину...
Новини компаній
Гучний сміх переходить в нестримний регіт, саме так проходить гра в рулетку з цукерками Jelly Belly. Цукерки з'явилися на світ завдяки одному епізоду з фільму про Гаррі Поттера в якому згадуються цукерки з різноманітними смаками, навіть зі смаком тельбуха і "комашки з носа". Майже моментально після своєї появи цукерки з непередбачуваними смаками Jelly Belly підкорили увесь світ. Однією з причин такої популярності Jelly Belly стала подача цукерок у формі гр...