Полтава историческая
08:35, 14 жовтня 2013 р.
Лысенко и Полтава
Полтава историческая
Гуляя по главной улице нашего города, многие гости обращают внимание на оригинальную архитектуру здание музыкального училища. Оно носит имя великого украинского композитора Н.В. Лысенка. Его музыка стала духовным достоянием Украины. Его имя носит Харьковский театр оперы и балета, Львовская консерватория, Колонный зал в Киеве, музыкальные школы и училища, струнный квартет Украинской государственной филармонии. Очень часто проводятся музыкальные конкурсы его имени. Он и знаменитый украинский композитор, общественный и культурный деятель, дирижер, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы. Автор опер «Наталка Полтавка» и «Тарас Бульба». С его именем связана эпоха становления украинской профессиональной музыки, музыкального образования и оперного театра в Украине.
Его мемориальный музей-квартира находится по улице Саксаганского и привлекает множество туристов с разных стран.
Родители Лысенко принадлежали к дворянам Полтавской губернии. Отец Виталий Романович служил в кирасирском полку. Мать, урожденная Луценко, была воспитанницей Смольного института в Петербурге. Мальчик воспитывался в аристократическом духе, знал светские манеры, свободно владел французским языком. И никто не мог предвидеть в нем будущего борца за народное счастье, великого композитора, чья муза слилась с бессмертным словом Тараса Шевченка.
В старинном роду Лысенко, ведущем свое начало от казаков, жил свободолюбивый дух. Устная семейная традиция донесла до XIX столетия исторические песни и думы, которые с особенной выразительностью исполнял родной дядя по отцу Андрей Романович. По воспоминаниям троюродного брата и друга Михаила Старицкого, Николай Лысенко именно от дяди начал записывать мотивы народных песен.
Когда Николаю исполнилось 10 лет, его отправили на учебу в Киевский частный пансион П. Гедуэна. Потом он закончи Вторую Харьковскую гимназию. Наступила студенческая пора — время возмужания, проверки своих сил.
В 1859 году Лысенко вместе со Старицким поступают в Харьковский университет, где благородя талантливым педагогам-ученым: Н. Бекетову, И. Срезневскому, Н. Борисяку, Н. Остроградскому (два последних были родственниками Лысенко) студенты получили отличное образование. Закончив первый курс университета, Лысенко переводится в Киев — туда переехали на постоянное жительство его родители.
С первых дней занятий в университете Лысенко был поражен бурной студенческой жизнью. Сходки, пылкие речи, провозглашаемые ораторами разных национальностей, смелые мысли, высказываемые в слух — всё это было новым и интересным. Именно в Киеве окончательно формируется мировоззрение будущего композитора. Со своим товарищем Чубинским Лысенко едет на Переяславщину, чтобы записать образцы народных песен. Это было началом осуществления широко задуманных планов по собиранию разнообразного этнографического материала. Собирание и изучение фольклора приобретает у Лысенко систематический характер.
В 1864 году Лысенко успешно завершает полный университетский курс, а в следующем году после защиты диссертации получает диплом кандидата естественных наук и едет работать мировым посредником в Таращанский уезд. Музыкальна-культурная деятельность, творческие начинания студенческих лет вспоминались как волшебный сон. Мечта о консерватории становилась заветной и приобретала четко очерченные контуры. У него возникла мысль написать оперу. Лысенко и Старицкий ставили перед собой цель создать настоящую национальную оперу, с помощью искусства обратится к сознанию народа, поддержать его именно в тот момент, когда Валуевым были провозглашены позорные слова, что украинского языка «не было, нет, и быть не может». В следующем году Лысенко вплотную приступил к работе над аранжировками народных песен с намерением подготовить их к печати.
Осенью 1867 года, готовясь к поездку в консерваторию, Лысенко взял с собой тетрадь, содержащую с выше 100 законченных обработок, которые он имел намерение опубликовать. 14 сентября 1867 года молодой киевлянин прибыл в Лейпциг, а 2 октября — стал учеником консерватории. По классу фортепиано его назначили к педагогам Рейнеке и Венцелю, тому Венцелю, что был другом Шумана и у которого 5 лет тому назад учился Григ.
За время прибывания в консерватории фортепианное мастерство Лысенко значительно возросло. Имея феноменальную память, Лысенко учил очень быстро. Четырехгодичный курс консерватории он закончил за два года. В конце второго года обучения профессура консерватории начинает особо выделять выступления Лысенко — пианиста, считая, что его исполнительское мастерство достигла европейского уровня. Одновременно Николай Витальевич проявляет блестящие способности в теоретических дисциплинах.
В консерваторский период начата серия музыки к «Кобзарю» Т.Г. Шевченко.
С возвращением в Киев он быстро приобретает артистическое имя. Пианист с блестящей техникой покорял точностью выражения, силой таланта. Концертные выступления, вечера в музыкальных салонах, растущая популярность как педагога, материальная обеспеченность, но хотелось осуществить главное — поднять украинскую музыку на новую высоту. Свою энергию Лысенко направляет на то, чтоб организовать хор любителей песни, создать музыку к украинским пьесам, собирать и записывать народные песни.
В 1872 году композитор пишет оперетту «Черноморцы» на либретто М. Старицкого, в след за этим появилась двухактная оперетта «Рождественская ночь» по сюжету Гоголя.
Что бы пополнить свои знания в области оркестровки, Лысенко решил поехать учится в Петербургскую консерваторию. По желанию Лысенко его зачислили в класс Н. Римского-Корсакова, который высоко оценил его способности.
Развитие украинской культуры в то время тормозилось. В 1876 году в немецком городе Эмске Александр Второй подписал «высочайший» указ о запрещении печатать книги, нотные подтекстовки на украинском языке, ставить украинские пьесы, ввозить из-за границы украинскую литературу, делать переводы. Об операх, излюбленном виде творчества Лысенко, в то время нельзя было и мечтать. Лысенко пишет много хоровой музыки, справедливо считая ее наиболее доступной для широкого круга слушателей. Хоровыми поемами, кантатами (третья кантата - «Вечной памяти Котляревского» написана в 1898 году в честь открытия памятника писателю в Полтаве) Лысенко заложил фундамент вокально-симфонического жанра в украинской профессиональной музыке.
Важнейшей и наиболее ценной частью музыкального наследия Лысенко является его оперное творчество. Им написано 11 опер и 2 оперетты: «Наталка Полтавка», «Утопленница», «Тарас Бульба», …
Несмотря на высокий уровень написания опер вход им на киевскую сцену был закрыт. Здесь ставились западно-европейские оперетты, итальянские оперы и прочее.
В 1910 году композитор закончил работу над оперой-сатирой «Энеида» по Котляревскому. В опере неприкрыто звучит критика самодержавия с его порядками, социальными отношениями.
Летом 1911 года Николай Витальевич словно предчувствую скорый конец, посетил родную полтавщину. Он побывал в тех местах, где прошло его детство. 40 лет не бывал он на этой земле.
Последним значительным произведением композитора явилась одноактная опера «ноктюрн» (1912 год). Опера явилась лебединой песней композитора. 6 ноября 1912 года оборвалась нить жизни.
10 тыс. человек провожали в последний путь того, кто отдал свой талант и жизненные силы народу. Такой процессии Киев еще не видел. Это почувствовал и выразил в своем письме к М. Коцюбинскому М. Горький: « Смерть Лысенко воспринимаю как огромную потерю, но, читая описание его похорон — ощущаю какой-то трепет радости в серце: как любит народ своего человека!».
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
ТОП новини
Спецтема
Оголошення
15:52, 5 грудня
1
21:40, 13 грудня
30
live comments feed...