
09:04, 3 жовтня 2013 р.
Нелегкая профессия – учить других
В преддверии самого большого для всех педагогов праздника – Дня учителя, ми зашли в гости к Гриньовой Марине Викторовне, доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедры педагогического мастерства и менеджмента, декану естественного факультета Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко и поинтересовались у нее, что же это такое – профессия учителя и насколько сложно обучать других, особенно будущих учителей.
Уважаемая Марина Викторовна, поскольку наш разговор происходит накануне важнейшего для всех педагогов праздника, что Вы пожелаете или посоветуете представителям этой профессии?
Поздравляю всех учителей, преподавателей, своих коллег, с этим светлым праздником, Днем учителя! Желаю всем крепкого здоровья, только радостных впечатлений в жизни, доброты и понимания от окружающих людей, поддержки со стороны общества. Это очень важно, поскольку педагоги в современном мире очень незащищённая категория населения, которой необходима поддержка, как со стороны официальной власти, так и нас с вами, простых граждан.
Скажите, с чем связана эта незащищенность профессии учителя?
Когда ты воспитываешь другого человека, ты вкладываешь в него свою душу, отдаешь частичку себя, при этом результат твоей работы не известен. Кроме того, на педагога, не разделяя его позицию, часто давит общественность, особенно если он имеет свои собственные взгляды и убеждения. К сожалению, современное общество стало более агрессивным, причем это свойственно не только взрослым, но и детям. Все это сказывается, в первую очередь, на здоровье педагога. Многие молодые люди, несколько лет поработав в школе, уходят оттуда на «вольные хлеба». Это происходит не потому, что они не в состоянии реализовать свои педагогические таланты, а потому, что дети и родители зачастую воспринимают «в штыки» позицию педагога. Правда и педагоги иногда бывают не очень гибкими в конфликтных ситуациях. Это вызвано определенной консервативностью, свойственной людям в нашей сфере. И выбор инновационного решения порой дается крайне тяжело. Кроме того, педагогическая «нива» далеко не самая высокооплачиваемая в нашей стране, хотя по уровню эмоциональных затрат и вреда для здоровья профессия учителя занимает одну из лидирующих позиций в сравнении с другими специальностями. Поэтому государство должно поддерживать, стимулировать педагога, хоть как-то возмещая ему столь сложные условия работы.
Насколько популярна профессия учителя в наше время?
Знаете, в разные годы бывает по-разному, отличается по количеству абитуриентов набор в группы, молодежь в той или иной степени проявляет стремление к учебе, к получению необходимых знаний и навыков. Радует, что в этом году к нам пришли молодые люди, которые интересуются педагогикой уже с первого курса, и наше студенческое научное общество на половину состоит именно из первокурсников. Это очень приятно, поскольку отображает какие-то позитивные изменения в нашем обществе, появление определенной тяги к знаниям и возобновление интереса молодежи к педагогическим специальностям.
Подобное важно и с той позиции, что на большинстве факультетов основной акцент делается именно на специальные научные дисциплины, а я считаю, что поскольку мы педагогический вуз, то и соответственно педагогические предметы должны быть приоритетными в подготовке учителей. Лев Николаевич Толстой говорил, что если учитель знает свой предмет, то это хороший учитель, если учитель любит детей, то он лучше предыдущего, а если учитель и любит детей, и в предмете своем хорошо разбирается, то это непревзойдённый учитель, самый лучший педагог, которого любят дети, их родители, которого уважает и ценит общество. А для того, чтобы правильно общаться с детьми, понимать и считаться с ними, надо знать, как это делать, чему и обучаются в процессе освоения педагогических дисциплин. Одним из самых важных направлений является изучение педагогического мастерства на примерах наилучших педагогов-новаторов.
Марина Викторовна, раз Вы затронули тему подготовки учителей, скажите какие приоритеты и акценты необходимо расставить в процессе освоения этой профессии?
Очень важно для начинающих педагогов усвоение опыта признанных специалистов этого дела, таких как Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, София Руссова, Кристина Алчевская, Самуил Шацкий. Также, немало важным является и перенятие опыта наших современников: Виктора Шаталова, Михаила Щетинина, Николая Гузика и Николая Палтышева и др. К примеру, естественный факультет нашего вуза участвует в проекте при Национальной академии педагогических наук Украины, который ведет журнал «Директор школы, лицея, гимназии». Его редактор, Ольга Ивановна Выговская, пригласила нас участвовать в этом проекте, и наш факультет выступает как экспериментальная площадка. Так, на четвертом году обучения читается курс «Педагоги-новаторы Украины». Я вижу значительный интерес со стороны студентов к этим людям, их опыту и мастерству. Очень приятно наблюдать насколько студенты проникаются творчеством Макаренко и других выдающихся педагогов, читают книги, обсуждают полученную информацию, посещают соответствующие музеи и др. Они очень активно участвуют в конференциях, посвященным педагогам-новаторам, их творчеству, пишут различные публикации, выступают с тематическими докладами. Это очень приятно, ведь наше общество непрерывно обновляется, постоянно вводятся новые технологические платформы, новые научные направления и важно сохранить преемственность поколений, сохранить и приумножить достижения наших предшественников.
Необходимо воспитать такого педагога, который умело будет стимулировать своих учеников, развивать их одаренность и творческий потенциал. Для этого нужны специальные умения. А где их брать? Только на примерах известных светил педагогики, только в процессе освоения профильных предметов. Я считаю, что педагогические дисциплины в педагогическом вузе, это самое основное в подготовке учителя. Также очень важна для становления педагога и педагогическая практика. Я очень благодарна всем директорам школ, учителям, которые принимают наших студентов, помогают им в реальных условиях закрепить полученные знания. Всегда школы с большим уважением, терпением и пониманием относятся к нашим студентам, стараются обучить их различным методикам проведения урока и воспитательных мероприятий. Студентам это нравится. Человеку вообще свойственно испытывать позитивные эмоции, когда ним занимаются, когда его обучают на лучших образцах и когда он испытывает при этом ситуацию своего собственного успеха. И это не удивительно, ведь для человека очень важно быть успешным. И когда студент попадает к очень хорошему руководителю, светлому, педагогически нацеленному и подкованному, то действительно раскрываются лучшие стороны, лучшие грани такого студента и в жизнь он идет как бы окрыленным, готовым для творческой педагогической работы. Потому что педагогическая работа – это творчество, это искусство. И учитель каждый день выступает перед детьми, подобно артисту на сцене.
Судя по всему, профессия учителя крайне сложная. Чем это грозит и как можно педагогу уберечься от негативных последствий своей напряженной работы?
Часто у учителей возникает такое негативное явление, как самовыгорание. Это происходит, зачастую, когда учителю за день надо сделать огромное количество разных поручений: не только подготовить и провести урок, но и работать с классом, заниматься индивидуально с детьми, контактировать с коллегами, дирекцией, родителями, всевозможными общественными организациями, что зачастую дополняется еще и рутинной «бумажной» работой, связанной с подготовкой различной отчетной документации. Круглые сутки приходится что-то читать, писать, придумывать. Постоянно находясь в режиме «белка в колесе», не имея возможности выполнить все задания одновременно и качественно, учитель получает стресс, теряя былую энергию и работоспособность. Если это состояние затягивается, то оно может привести к дистрессу, вызвать серьезные нарушения работы центральной нервной системы и обмена веществ в организме, затруднить реализацию заложенной в нашем ДНК информации. Организм истощается и начинает разрушаться.
Для профилактики подобных явлений педагогу очень важно соблюдать правильный режим дня, умело чередовать работу и отдых, увлекаться активными формами досуга, уделять внимание физкультуре, обязательно проводить время в кругу близких и родных людей, получая от этого общения максимум удовольствия. И такому человеку везде будет сопутствовать успех, все будет получаться, как в профессиональном, так и в любом другом плане.
Пообщавшись с Мариной Викторовной, мы в очередной раз вспомнили своих учителей и преподавателей, поняли, как им бывало порой нелегко в работе с нами, и какую все-таки благородную миссию они пытались сыграть в нашей жизни. Да… Труд педагога очень сложный и не всегда благодарный, но такой необходимый и значительный. И заботиться о них надо не раз в году на соответствующий праздник, а из дня в день, помогая нашим учителям в их нелегкой, но важной работе!
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Спецтема
Оголошення
10:46, 20 лютого
08:27, 20 лютого
09:03, 17 лютого
11:24, 28 лютого
live comments feed...