ОНИ УЧАТ НАС ДОВЕРЯТЬ

28 июля отмечался День PR-специалиста, профессиональный праздник тех, кто умеет манипулировать общественным мнением, создавать и внедрять в социально-экономические структуры необходимые образы, выстраивая, таким образом, целую систему доверительных отношений.

Размышлять по поводу PR-технологий можно бесконечно много. Такими статьями изобилует Интернет и различные печатные издания... Куда интереснее пообщаться с реальными представителями этой профессии и узнать состояние PR-бизнеса в нашей стране и полтавском регионе.

Директора event-агентства Янина и Виталий Ковалевские оказались не только приятными собеседниками, но и высококлассными специалистами своего дела с многолетним стажем работы, которые любезно приоткрыли нам занавес этой крайне сложной и многогранной профессии.

 Янина Петровна, расскажите, пожалуйста, какое состояние рынка PR-услуг в Украине на данный момент?

Этот рынок еще только формируется и поэтому нельзя в полной мере говорить о его существовании. Просто мы еще очень мало прожили в состоянии независимости. Само общество на 100% не сформировало своих взглядов. Кроме того, очевидна политическая нестабильность. Таким образом, можно говорить о «плавающем» состоянии PR-сектора. По сути, мы имеем дело даже не с младенцем, а, скорее, с зародышем.

Скажите, а существуют какие-нибудь особенности нашего менталитета в этом направлении или же приемы пиара едины во всем мире?

Безусловно, особенности существуют и их надо учитывать при разработке любой PR-акции. Понимая это, большие компании, входящие в неизвестный им рынок другой страны, прилагают серьезные усилия для его изучения и анализа. Лишь затем начинают проводить рекламные акции и пиар кампании. К примеру, мы крайне сильно отличаемся от наших ближайших соседей россиян и те технологи, которые применимы в их стране, могут быть неэффективными в Украине, вплоть до возникновения обратного эффекта.

Далее к разговору присоединился Виталий. Он привел яркий пример подобной неудачи, к которой отнес предвыборную militarystyle кампанию Арсения Яценюка, заручившегося на тот момент поддержкой именно российских политтехнологов. Нашим людям оказался совершенно непонятен воинственный стиль, так прекрасно работающий в России.

(Прим. автора. – В поддержу сказанного, привожу следующий пример, который до сих пор вызывает улыбку. Все помнят устрашающие плакаты Яценюка, где на полосатом фоне виднелось лицо политика и различные лозунги, по типу: «Країну врятують здорові, освідченні люди». Так вот, какой-то шутник под одним из таких плакатов дописал: «У здоровых людей такого цвета лица не бывает», тем самым подведя итог этой провальной политической акции).

На самом деле, наш отечественный политический пиар развит довольно хорошо. Трудности, скорее, с трейд-пиаром (торговля), который, как правильно сказала Янина, находиться у нас в зачаточном состоянии.

Насчет Украины понятно... А какую страну можно считать лидером, своего рода, «эталоном» PR-бизнеса?

Думаю, самый яркий показатель пиара в любом случае характерен для США, где эти технологии хорошо развиты и находятся на достаточно высоком уровне. Оттуда можно брать многое за основу, но обязательно с поправкой на менталитет собственного народа, общественное мнение и традиции. Правильнее рассматривать их достижения в контексте изучения опыта специалистов этой страны, но ни в коем случае не относиться к ним в качестве эталона. К сожалению, нам часто навязывают западный тип мышления, поскольку своя школа пиара еще не сформирована, но я считаю это не правильным...

Существует «белый» и «черный» пиар. Какой сектор, по Вашему мнению, больше развит в нашей стране?

Можно говорить и от том, и о другом пиаре. Они оба есть, и имеют право на существование. Уверена, что больше развит «белый» пиар. К «черному» пиару приходят достаточно редко и, в большинстве случаев, не умеют ним пользоваться. Наверное, на 85%, именно это неумелое использование и приводит в итоге к победе «белого» пиара.

Как добавил Виталий, «черный» пиар – это технология «белого» пиара, поскольку результат все равно будет «белый», ведь мы хотим добиться позитивного результата. Просто в процессе его достижения применяются технологии определенных негативных действий.

 «Черный» пиар – это технология «белого» пиара»...

Виталий Ковалевский

 Есть компании, которые желая опорочить имя конкурента, применяют исключительно «черный» пиар, но это уже совсем отдельная история. А вот, «черный» пиар, который применяется в сочетании с «белым» для того, чтобы ненавязчиво сместить акценты в нужном направлении, не такой уж и черный по своей сути.

Нашим людям довольно сложно провести границу между рекламой и PR. Можете сказать, где заканчивается одно и начинается другое?

При создании любого бренда или торговой марки необходимо сочетание и рекламы и пиара. Реклама, по своей сути, – часть пиара, а рекламист – узконаправленный исполнитель определенного заказа. Пиарщиком должен быть более продуманный человек, который понимает причинно-следственные связи определенных действий и поступков, предвидит отклик аудитории на свою работу. Но, как рекламист может быть пиарщиком, так и наоборот. Грань между ними достаточно размыта. Все зависит, наверное, от человека, его восприятия задачи и желания что-то сделать.

Где можно получить соответствующее образование?

Желательно поступать в специализированные вузы, хотя, с другой стороны, я сама по образованию историк, географ и специалист по туризму. Все идет из практики. По большому счету, этому нельзя научиться за студенческой партой. Если у человека нет желания и способностей к пиару, то, все равно, из него не получиться хороший специалист. Нельзя сказать, откуда именно придет очередной гений пиара. Не возможно стать пиарщиком, банально изучив определенный перечень академических дисциплин. Тут крайне важно – внутренне чутье.

Куда податься юному дарованию, дабы иметь реальную возможность реализоваться в этом направлении?

Исключительно в Киев, поскольку именно в нем расположены главные PR-компании Украины. В регионах находятся небольшие рекламные организации, которые занимаются локальными задачами и редко прибегают к пиару. Реализоваться как пиарщику в Полтаве очень сложно и, зачастую, невозможно. Местные рекламные агентства, которые уверяют своих сотрудников в том, что они смогут «подняться» у них как PR-менеджеры, говорят неправду.

Скажите, сложно ли работать с политиками?

А кто у нас политики? Это люди, которые, в большинстве случаев, имеют деньги, но не имеют морали. Ивент и пиар компании, работающие с ними, делают это исключительно из-за денег. По большому счету пиарщикам все равно с кем работать, лишь бы это приносило деньги. Как и во многих других случаях – это просто бизнес. Хотя иногда бывают принципиальные вопросы, через которые переступать не хочется.

Пиарщик, своего рода, «адвоката дьявола»?

Бывает и так... Все зависит от конкретных руководителей. У каждого человека есть своя грань, за которую он не захочет переступать. Какой либо прописанной этики пиара не существует. Кто-то готов пойти на многое, а другие наоборот – скорее от многого откажутся.

 «Если начать включать в пиар этику – пиара просто не станет. Он превратиться в рекламу с шаблонами!»

Янина Ковалевская

 Приведите, пожалуйста, пример хорошей PR-кампании?

Одним из наших первых клиентов в Полтаве была автомобильная компания, которая в 2006 году начала вхождение на местный рынок с официальным дилерством. В нашем городе существовал еще один, неофициальный, дилер и очень сложно было на то время с ним конкурировать. Появление новой компании вызывало много вопросов: «Кто это?», «Откуда они?», «Зачем с ними иметь дело?». Ответ на них стал нашим основным заданием. Мы организовали на то время агрессивную рекламную кампанию с привлечением различных PR-технологий. При достаточно ограниченном бюджете получилось очень хорошо.

На самом деле, примеров можно привести большое количество и каждый из них заслуживает внимания. Главное, всегда ориентироваться в ситуации и стараться избегать каких-либо шаблонов.

 Мы еще раз поблагодарили Виталия и Янину за интересное общение, поздравили их с профессиональным праздником и, попрощавшись, отправились к себе в редакцию готовить материал. Но дорога уже не выглядела для нас привычным маршрутом... В каждом биллборде, случайно услышанной радиорекламе или прочитанной афише, виднелась не банальная информация об очередном товаре, а четко спланированная пиар-акция по манипуляции нашим сознанием. И, кто знает, возможно, данная статья также один из компонентов этого влияния? Кто знает?..

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Я рекомендую
Ніхто ще не рекомендував

Коментарі

Коментарі призначені для обговорення, вияснення цікавих питань. Адміністрація сайту попереджає, що коментарі з використанням ненормативної лексики, пропагандою насилля та образою честі та гідності будуть видалятися.

Суспільство
21-го вересня у полтавській танцювальній школі Gross-M center, що на вулиці Степового фронту, проводять танцювальний марафон «Полтава, танцюй разом із нами». В рамках марафону майстер-класи для полтавських дітей проводить відомий український танцюрист і суддя численних телевізійних шоу - «Танцують всі!», «Україна має талант», «Танці з зірками», «Модель XL», «Ліга Сміху» - Влад Яма. Вхід на майстер-класи безкоштовний, але – за запрошеннями. На перший майсте...
Спорт
22-го вересня о 17:00 у Полтаві на стадіоні імені Бутовського відбудеться матч між місцевою «Ворсклою» та київським «Динамо». Обидві команди підходять до гри у не найкращій форм. «Ворскла» програла останні два поєдинки у чемпіонаті – вдома «Олександрії» (0:1) та на виїзді «Карпатам» (2:1). А «Динамо» взагалі перебуває у гострій кризі та не може перемогти у чемпіонаті України вже чотири матчі поспіль – дві поразки та дві нічиї. Тим не менше, глядачі очікуют...
Пригоди
Пожежа сталася 20-го вересня близько 16:30 неподалік села Кам’яні Потоки Кременчуцького району. Загорівся легковий автомобіль BMW-320. За викликом на місце пригоди виїхали бійці 15-ї Державної пожежно-рятувальної частини. Вони загасили полум’я, але вогонь встиг знищити авто, документи на нього та посвідчення водія, які знаходилися всередині. Про це повідомляють у ГУ ДСНС України у Полтавській області. Причину пожежі встановлюють. Загиблих та потерпілих вна...
Культура
Експозиція розгорнулася у двох залах. Тут більше сімдесяти картин у різних жанрах та виконаних у різні проміжки часу. Втім, кожне полотно – впізнаваний стиль Заслуженого художника України Миколи Підгорного – його особлива колористика та складна композиція. « Організувати виставку, тим більше ювілейну, було складно. Звісно, тут не все, що би я хотів презентувати, але погодився з цікавою концепцією, що її запропонувала директор галереї Ольга Курчакова. І теп...
Суспільство
20-го вересня у Полтавському театрі імені Гоголя провели церемонію вшанування добровольців під назвою «Лицарський хрест добровольця Полтавщини». У залі театру зібралися воїни-добровольці, волонтери, громадські активісти та представники духовенства. Почалася церемонія спільним виконанням маршу українських націоналістів «Зродились ми великої родини». Після цього присутнім розповіли про п’ятьох героїчних воїнів-добровольців із Полтавщини, які загинули під ча...
Культура
Православні християни святкують сьогодні Різдво Пресвятої Богородиці. Це велике двунадесяте свято. Свято також називають "Друга Пречиста" чи "осенини", адже в цей день, 21 вересня, за народним календарем настає справжня осінь. У Святому Письмі ви не знайдете розповіді про Різдво Діви Марії. Ця історія дійшла до нас із Церковного Передання – одного з джерел християнського віровчення. Марія народилася у невеличкому галілейському місті в сім’ї Іоакима та Анн...
Суспільство
По всій країні: в Києві, Харкові, Львові, Франківську і в Полтаві відбувся екологічний марш за клімат. 20 вересня на подібні акції вийшли в усьому світі. Тільки в Нью-Йорку кліматичний марш зібрав понад 8000 учасників. У Полтаві разом із студентами та школярами підтримати екологічну ініціативу вийшов секретар Полтавської міськради, голова полтавської Соціал-демократичної партії Олександр Шамота. -        У нас уже зареєстрована ініціатива про заборрону вик...
Суспільство
З 25-го жовтня Нацбанк України на першому етапі випуску планує надрукувати близько п'яти мільйонів нових банкнот. Про це повідомив директор Департаменту грошового обігу НБУ Віктор Зайвенко під час брифінгу. «Щодо попереднього випуску – ми плануємо випустити в обсягах близько п'ять млн штук банкнот. Далі – в міру надходження замовлень від банків і потреб економіки», – сказав Зайвенко. Нова банкнота номіналом одна тисяча гривень буде з портретом першого през...
Новини компаній
Якщо ви давно мріяли про модний та ексклюзивний чохол для свого смартфона, то полтавський інтернет-магазин floy.com.ua – це місце, де вам допоможуть втілити свою мрію. Адже тут можна швидко, недорого та якісно надрукувати на чохлі будь-яке дороге для вас фото або нанести принт із загототвлених зразків. Зараз у власників смартфонів практично не виникає сумнівів у необхідності придбання чохла. Адже він захищає телефон від подряпин, сколів, стирання корпусу т...