ОНИ УЧАТ НАС ДОВЕРЯТЬ

28 июля отмечался День PR-специалиста, профессиональный праздник тех, кто умеет манипулировать общественным мнением, создавать и внедрять в социально-экономические структуры необходимые образы, выстраивая, таким образом, целую систему доверительных отношений.

Размышлять по поводу PR-технологий можно бесконечно много. Такими статьями изобилует Интернет и различные печатные издания... Куда интереснее пообщаться с реальными представителями этой профессии и узнать состояние PR-бизнеса в нашей стране и полтавском регионе.

Директора event-агентства Янина и Виталий Ковалевские оказались не только приятными собеседниками, но и высококлассными специалистами своего дела с многолетним стажем работы, которые любезно приоткрыли нам занавес этой крайне сложной и многогранной профессии.

 Янина Петровна, расскажите, пожалуйста, какое состояние рынка PR-услуг в Украине на данный момент?

Этот рынок еще только формируется и поэтому нельзя в полной мере говорить о его существовании. Просто мы еще очень мало прожили в состоянии независимости. Само общество на 100% не сформировало своих взглядов. Кроме того, очевидна политическая нестабильность. Таким образом, можно говорить о «плавающем» состоянии PR-сектора. По сути, мы имеем дело даже не с младенцем, а, скорее, с зародышем.

Скажите, а существуют какие-нибудь особенности нашего менталитета в этом направлении или же приемы пиара едины во всем мире?

Безусловно, особенности существуют и их надо учитывать при разработке любой PR-акции. Понимая это, большие компании, входящие в неизвестный им рынок другой страны, прилагают серьезные усилия для его изучения и анализа. Лишь затем начинают проводить рекламные акции и пиар кампании. К примеру, мы крайне сильно отличаемся от наших ближайших соседей россиян и те технологи, которые применимы в их стране, могут быть неэффективными в Украине, вплоть до возникновения обратного эффекта.

Далее к разговору присоединился Виталий. Он привел яркий пример подобной неудачи, к которой отнес предвыборную militarystyle кампанию Арсения Яценюка, заручившегося на тот момент поддержкой именно российских политтехнологов. Нашим людям оказался совершенно непонятен воинственный стиль, так прекрасно работающий в России.

(Прим. автора. – В поддержу сказанного, привожу следующий пример, который до сих пор вызывает улыбку. Все помнят устрашающие плакаты Яценюка, где на полосатом фоне виднелось лицо политика и различные лозунги, по типу: «Країну врятують здорові, освідченні люди». Так вот, какой-то шутник под одним из таких плакатов дописал: «У здоровых людей такого цвета лица не бывает», тем самым подведя итог этой провальной политической акции).

На самом деле, наш отечественный политический пиар развит довольно хорошо. Трудности, скорее, с трейд-пиаром (торговля), который, как правильно сказала Янина, находиться у нас в зачаточном состоянии.

Насчет Украины понятно... А какую страну можно считать лидером, своего рода, «эталоном» PR-бизнеса?

Думаю, самый яркий показатель пиара в любом случае характерен для США, где эти технологии хорошо развиты и находятся на достаточно высоком уровне. Оттуда можно брать многое за основу, но обязательно с поправкой на менталитет собственного народа, общественное мнение и традиции. Правильнее рассматривать их достижения в контексте изучения опыта специалистов этой страны, но ни в коем случае не относиться к ним в качестве эталона. К сожалению, нам часто навязывают западный тип мышления, поскольку своя школа пиара еще не сформирована, но я считаю это не правильным...

Существует «белый» и «черный» пиар. Какой сектор, по Вашему мнению, больше развит в нашей стране?

Можно говорить и от том, и о другом пиаре. Они оба есть, и имеют право на существование. Уверена, что больше развит «белый» пиар. К «черному» пиару приходят достаточно редко и, в большинстве случаев, не умеют ним пользоваться. Наверное, на 85%, именно это неумелое использование и приводит в итоге к победе «белого» пиара.

Как добавил Виталий, «черный» пиар – это технология «белого» пиара, поскольку результат все равно будет «белый», ведь мы хотим добиться позитивного результата. Просто в процессе его достижения применяются технологии определенных негативных действий.

 «Черный» пиар – это технология «белого» пиара»...

Виталий Ковалевский

 Есть компании, которые желая опорочить имя конкурента, применяют исключительно «черный» пиар, но это уже совсем отдельная история. А вот, «черный» пиар, который применяется в сочетании с «белым» для того, чтобы ненавязчиво сместить акценты в нужном направлении, не такой уж и черный по своей сути.

Нашим людям довольно сложно провести границу между рекламой и PR. Можете сказать, где заканчивается одно и начинается другое?

При создании любого бренда или торговой марки необходимо сочетание и рекламы и пиара. Реклама, по своей сути, – часть пиара, а рекламист – узконаправленный исполнитель определенного заказа. Пиарщиком должен быть более продуманный человек, который понимает причинно-следственные связи определенных действий и поступков, предвидит отклик аудитории на свою работу. Но, как рекламист может быть пиарщиком, так и наоборот. Грань между ними достаточно размыта. Все зависит, наверное, от человека, его восприятия задачи и желания что-то сделать.

Где можно получить соответствующее образование?

Желательно поступать в специализированные вузы, хотя, с другой стороны, я сама по образованию историк, географ и специалист по туризму. Все идет из практики. По большому счету, этому нельзя научиться за студенческой партой. Если у человека нет желания и способностей к пиару, то, все равно, из него не получиться хороший специалист. Нельзя сказать, откуда именно придет очередной гений пиара. Не возможно стать пиарщиком, банально изучив определенный перечень академических дисциплин. Тут крайне важно – внутренне чутье.

Куда податься юному дарованию, дабы иметь реальную возможность реализоваться в этом направлении?

Исключительно в Киев, поскольку именно в нем расположены главные PR-компании Украины. В регионах находятся небольшие рекламные организации, которые занимаются локальными задачами и редко прибегают к пиару. Реализоваться как пиарщику в Полтаве очень сложно и, зачастую, невозможно. Местные рекламные агентства, которые уверяют своих сотрудников в том, что они смогут «подняться» у них как PR-менеджеры, говорят неправду.

Скажите, сложно ли работать с политиками?

А кто у нас политики? Это люди, которые, в большинстве случаев, имеют деньги, но не имеют морали. Ивент и пиар компании, работающие с ними, делают это исключительно из-за денег. По большому счету пиарщикам все равно с кем работать, лишь бы это приносило деньги. Как и во многих других случаях – это просто бизнес. Хотя иногда бывают принципиальные вопросы, через которые переступать не хочется.

Пиарщик, своего рода, «адвоката дьявола»?

Бывает и так... Все зависит от конкретных руководителей. У каждого человека есть своя грань, за которую он не захочет переступать. Какой либо прописанной этики пиара не существует. Кто-то готов пойти на многое, а другие наоборот – скорее от многого откажутся.

 «Если начать включать в пиар этику – пиара просто не станет. Он превратиться в рекламу с шаблонами!»

Янина Ковалевская

 Приведите, пожалуйста, пример хорошей PR-кампании?

Одним из наших первых клиентов в Полтаве была автомобильная компания, которая в 2006 году начала вхождение на местный рынок с официальным дилерством. В нашем городе существовал еще один, неофициальный, дилер и очень сложно было на то время с ним конкурировать. Появление новой компании вызывало много вопросов: «Кто это?», «Откуда они?», «Зачем с ними иметь дело?». Ответ на них стал нашим основным заданием. Мы организовали на то время агрессивную рекламную кампанию с привлечением различных PR-технологий. При достаточно ограниченном бюджете получилось очень хорошо.

На самом деле, примеров можно привести большое количество и каждый из них заслуживает внимания. Главное, всегда ориентироваться в ситуации и стараться избегать каких-либо шаблонов.

 Мы еще раз поблагодарили Виталия и Янину за интересное общение, поздравили их с профессиональным праздником и, попрощавшись, отправились к себе в редакцию готовить материал. Но дорога уже не выглядела для нас привычным маршрутом... В каждом биллборде, случайно услышанной радиорекламе или прочитанной афише, виднелась не банальная информация об очередном товаре, а четко спланированная пиар-акция по манипуляции нашим сознанием. И, кто знает, возможно, данная статья также один из компонентов этого влияния? Кто знает?..

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
51 перегляд в лютому
Я рекомендую
Ніхто ще не рекомендував

Коментарі

Коментарі призначені для обговорення, вияснення цікавих питань. Адміністрація сайту попереджає, що коментарі з використанням ненормативної лексики, пропагандою насилля та образою честі та гідності будуть видалятися.

Суспільство
Сьогодні, 15-го лютого, у спорткомплексі Головного управління Національної поліції у Полтавській області завершився футзальний турнір серед структурних підрозділів поліції "Кубок начальника ГУНП в Полтавській області 2019". У турнірі взяли участь 10 команд. У підсумку золото чемпіонату отримала команда слідчого управління ГУНП, на другій сходинці – команда управління кадрового забезпечення, третє місце – у збірної вибухотехнічного відділу.   Про це повідом...
Суспільство
Депутати обласної ради прийняли звернення до релігійних православних громад Полтавщини щодо подолання розколу в українському православ’ї та приєднання до Православної Церкви України. «Створення єдиної помісної православної церкви, забезпечення духовної незалежності країни, є необхідною передумовою для збереження української державності. Особливо це важливо сьогодні, коли наша країна вимушена протистояти агресивному «руському міру». – говориться у Зверненні...
Пригоди
Пожежа сталася 14-го лютого близько 12:40 у Шевченківському районі Полтави. Загорівся гараж на вулиці 23 Вересня. На місце події за викликом прибули бійці ДСНС. Вони до 13:00 локалізували пожежу, а о 13:08 – загасили. Вогонь встиг знищити старе майно, пошкодити зарядний пристрій для акумулятора та оздоблення стін та стелі на площі 1 квадратний метр. Від спалення врятували гараж та автомобіль Ford Fiesta, який зберігався у ньому. Про це повідомили у ГУ ДСНС...
Культура
Театри Полтавський театр ляльок 16 лютого, 11:00 «Бабусині пригоди», вистава для дітей від 3 до 12 років. 17 лютого 11:00 «Пригоди Буратіно, або золотий ключик» Полтавський академічний музично драматичний театр імені Гоголя 16 лютого 12:00 «Буратіно», мюзикл 16 лютого, 18:00 « Кайдашева сім*я» 17 лютого 12:00 «Пригоди Маші та Віті» 17 лютого 18:00 « За двома зайцями» МБК 17 лютого, 19:00 « Стенд ап шоу» Нічне життя 16 лютого 22:00 « Вілла крокоділа»  «Дис...
Кримінал
Прокуратура Полтавської області повідомляє про взяття під варту 27-річного жителя Решетилівського району. Його звинувачують у тому, що перебуваючи вдома, чоловік розбещував свою 4-річну доньку. Органи прокуратури повідомили затриманому про підозру у вчиненні кримінального правопорушення за частиною 2 статті 156 Кримінального кодексу України «Вчинення розпусних дій по відношенню до малолітньої дитини близьким родичем». За клопотанням прокуратури суд обрав п...
Пригоди
Сьогодні, 15-го лютого, на автошляху Кременчук – Хорол у Глобинському районі зіткнулися вантажівка «DAF» та мікроавтобус «Volkswagen Transporter». Внаслідок аварії водій мікроавтобусу, 32-річний мешканець Кременчуцького району, загинув на місці аварії. Про це повідомляють у поліції Полтавської області. Раніше у Полтаві зіткнулися легковик та мікроавтобус.
Кримінал
Поліція Полтави сьогодні, 15-го лютого, прозвітувалася про роботу у 2018-му році. Із журналістами поспілкувалися начальник Полтавського відділу поліції Олександр Терела, начальник відділення поліції №1 (Київського району) Сергій Махно, начальника відділення №2 (Подільського району) Олександр Кравченко. За рік у місті та Полтавському районі скоїли 6485 правопорушень, 1878 з яких були тяжкими та особливо тяжкими. При цьому у 2114 провадженнях поліцейські вст...
Суспільство
У Полтавській міській раді 15-го лютого відбулося засідання регламентної комісії під головуваванням Сергія Луценка. Одним із перших питань члени комісії розглянули додаткових коштів на програму "Безпечне місто". Заступник голови міського голови Олексій Чепурко пояснив, що на завершення програми у 2019-му році потрібно 2,5 мільйони гривень. - Минулого року підрядна організація виконала роботи, але управління ЖКГ, технагляд не прийняв цей варіант відеокамер,...
Спорт
Мы продолжаем цикл статей, посвященных здоровому образу жизни.  Несомненно, эта тема волнует каждого человека, ведь крепкое здоровье – это основа всего. Стать здоровее, раскрыть  секреты долголетия и красоты нам поможет Сергей Бриж.  Сергей - дипломированный специалист в области физического воспитания и спорта. Лицензированный тренер по футболу, чемпион Полтавской области по футболу среди юниоров, чемпион Украины по футболу среди юниоров. Кроме того, Серге...