09:04, 20 липня 2013 р.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ МАЗЕПЫ КАК ЗЕРКАЛО «ПОЛИТИКА ЭПОХИ БАРОККО»
И то сказать: в Полтаве нет Красавицы,
Марии равной.
Она свежа, как внешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной,
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья,
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют,
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
/Мгновенный цвет!/ молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной
За то завидных женихов
Ей шлет Украина и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ – и вот
За ней сам гетман сватов шлет.
Личность Матрены Кочубей до сих пор остается загадкой. Мы знаем о ней настолько мало, что автор четырехтомного "Малороссийского родословника" смог написать против имени Матрены Кочубей всего три слова: крестница гетмана Мазепы.
Когда вышла в свет поэма А.С. Пушкина "Полтава", документы, относящиеся к любовной истории Матрены и Мазепы, еще не были опубликованы. И некоторые современные Пушкину критики смеялись над любовью старого гетмана Мазепы и юной красавицы Марии. Иные целиком отвергали это происшествие, протестовали против возможности и естественности данной любви.
В заметке "Опровержение на критику" Пушкин писал, что "Полтава" не имела успела. " Журналы взялись объяснить мне причину тому. Они, во-первых, объявили мне, что отроду не видно, чтобы женщина влюбилась в старика, и что следственно любовь Марии Кочубей к старому Гетману не могла существовать.
Но Мария образ художественный, имела свой прототип – личность – Матрена Васильевна Кочубей. И Пушкин хорошо знал, что любовь Мазепы и Матрены – факт исторически достоверный. Данные о Матрене Кочубей и гетмане Иване Мазепе Пушкин мог почерпнуть в обширных трудах И.И. Голикова и Д.Н. Бантыш-Каменского.
Уже после выхода в свет "Полтавы" и гибели великого стихотворца были опубликованы новые документы: 12 писем Мазепы к Матрене, письмо В.Л. Кочубея Петру І, в котором он сообщает о сватовстве Мазепы к его дочери, а также разные записки.
Из этих материалов мы узнаем исторически верные подробности романтической истории старого гетмана и его молодой крестницы.
В 1702 по другим данным в 1704 году умерла супруга Мазепы, с которой он прожил около 35 лет. О ней лишь известно, что она была дочерью Белоцерковского полковника Семена Половца. Ее первый муж занимал ту же должность. Имя ее история не сохранила. Детей у нее с Мазепой не было.
К тому времени Мазепе исполнилось по одним источникам 73 года, по другим 69 лет, а по третьим 58 лет.
По видимому ближе к истине предположить, что Мазепе было тогда не менее 64-65 лет.
После смерти жены Мазепа решил, женится вторично. Выбор пал на красивую дочь В.Л. Кочубея Мотрю. В письме к Петру І Кочубей писал, что Мазепа сватал "дщерь мою, девицу", указав этим на молодость дочери. Но сколько было тогда Матрене лет, неизвестно. Достоверно лишь то, что она была четвертой дочерью и пятым ребенком в семье Кочубеев. Кочубей негодовал по поводу того, что Мазепа "е6му же восприемленую от святого крещения духовную дщерь" хочет взять "в супружество" (по старым законам крестный не мог женится на своей крестнице).
Сама же Матрена иначе смотрела на это. Она знала Мазепу с детства, много раз его видела у себя дома. Наблюдала, как перед ним, могущественным владыкой Украины, трепетали и преклонялись все, как искали у него помощи и поддержки и были готовы по первому слову исполнить любое его желание. Возможно ей, нравился и внешний облик Мазепы. И вот этот всесильный человек просит ее руки. Реальная возможность стать гетманшей Украины, быть первой.
Мазепа несомненно, знал чувства и настроения Матрены. 2 декабря 1704 года Мазепа, находясь в Бахмаче, прислал с утра своего служителя демьяна к Кочубею со свежей рыбой в подарок.
Демьян воспользовался оказией, чтобы поговорить с Матреной. Он сказал ей, что его господин сильно желает ее видеть и, чтобы, она "к нему прибыла", обещал ей за это три тысячи золотых. Она отказалась. В тот же день Мазепа вернулся в свою резиденцию – в Гончаровку на окраине Батурина – опять прислал к Кочубею ловкого и пронырливого Демьяна, чтобы повидать Матрену и пообещать ей 10 тысяч червонных золотых. Однако Мотря – дочь одного из самых богатых людей Украины – не соблазнилась золотом. Визиты Демьяна продолжались. То Мазепа посылал за Матрениной сорочкой, то просил "намисто с красного корала" с ее шеи.
" А однажды ночью, - жаловался Кочубей Петру І, - как волк овцу, так он, Мазепа, дочь мою похитил тайно". Но весьма вероятно, что Матрена бежала к Мазепе сама.
По жестким нравам того времени пребывание девушки в доме одинокого мужчины покрывало ее несмываемым позором. Возможно, что и Мазепа, и Матрена рассчитывали на то, то Кочубею придется считаться с фактом появления их дочери в гетманском доме, и они вынуждены будут, согласится на брак.
Когда поздно ночью родители хватились дочери и догадавшись, где она, может быть, ударили в колокола своей домовой церкви, сбежался народ. Кочубеи стали жаловаться на Мазепу, возбудив против него ропот негодования. В это время Матрена находилась в покоях гетмана, которые были расположены в глубине дворца. Там шел долгий ночной разговор. Как впоследствии вспоминал Мазепа в ту ночь во время их той любезной беседы, девушка неоднократно давала ему "свои рученьки". Матрена говорила ему: чтобы ни случилось, а любовь между нами сохранится. Пусть бог несправедливого карает: любишь ты меня или нет, а я тебя согласно слову своему, до смерти любить не перестану…
Но вот, в гетманской резиденции, находившейся в более чем километре от дома Кочубеев, услышали шум. Мазепе доложили, что к усадьбе генерального судьи собирались толпы народа, что там стоит плач, рыдание и вопль.
Создалась критическая ситуация. И, чтобы не обострять обстановку, Мазепа решил вернуть девушку в дом родителей. На прощание он подарил ей бриллиантовый перстень, самый красивый и самый дорогой, какой у него был.
Матрену сопровождал русский полковник Григорий Анненков, постоянно находившийся при украинском гетмане. Очевидно, Мазепа поступил так, чтобы мог оправдаться перед царем, если он узнает об этой истории.
Как там ни было, но "прелюдный" и шумный скандал, устроенный Кочубеями, способствовал быстрому распространению молвы сперва в Батурине, а затем и за его пределами. Некоторое время спустя Мазепа в письме оправдывался перед Матреной: "Мое серденько! Опечалил меня гнев твой за то, что я не оставил тебя при себе, а отослал домой, но посуди сама, что бы было, если бы я поступил иначе. Первое, родные твои повсюду разгласили, что я дочь у них взял ночью насильно и держал при себе любовницей. Другая причина, если бы ты продолжала находится у меня, я никаким способом не мог бы воздержатся, да и ты также, и стаи бы жить по супружески, и за это могло прийти от церкви на нас проклятие и запрещение нам вместе жить. Куда б тогда я дел тебя, и как бы тогда сама на меня плакалась".
Положение Матрены дома становилось совершенно несносным.
Родители возмущались те, что Мазепа непрестанно по своему зломыслию" прельщает их дочь " своими рукописными грамотками", что посылает ей " дары различные, яко единой от наложниц". От Матрены требовали прекратить, явную и тайную связь с Мазепой, но она не покорялась. Ее уговаривали, она плакала. Тогда ее стали наказывать.
На суровое родительское обхождение дочь отвечала тем, что "на отца и матерь плевати". Матрена не переставала "бегати" к предмету любви своей. Кочубеи считали, что она дошла до безумия, приписывая это "обаянию и чародеянию", к которым якобы прибегнул Мазепа.
Вот что известно нам о Матрене Васильевне Кочубей: прототипе пушкинской Марии, по историческим документам.
А дальше все по Пушкину:
"Но дочь преступница, преданья
Об ней молчат. Ее страданья
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты".
Крупнейший знаток истории Украины, прошлого века Л.М. Лазаревский писал, что после 1704 года о Матрене "не сохранилось никаких дальнейших сведений, нужно думать, что она умерла тогда же может быть, отринутая и осторожным любовником, и раздраженной матерью".В таком авторитетном издании, как "Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрна", читаем: "Матрена Кочубей была в 1707 году выдана замуж за генерального судью Чуйкевича, которого Мазепа успел склонить на свою сторону, а затем сослана вместе с мужем в Сибирь". Все это досужный вымысел. Доподлинно известно, что за Чуйкевича вышла замуж не Матрена, а ее сестра Екатерина. В Сибирь ни она, ни муж никогда не ссылались. Иные любители сенсаций, не обращая внимания на отсутствие первичных документальных данных, печатали и печатают сногсшибательные сведенья о Матрене Кочубей.
В ходу была легенда, что она постриглась в монахини и доживала свой век в Покровском женском монастыре близ Полтавы. Что из всех версий является самым вероятным. При постриге в монахини ей дали имя Мария . Но и эти сведенья не подтверждены печатными источниками
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
17:00
ТОП новини
Спецтема
Оголошення
11:12, 10 грудня
1
10:41, 1 грудня
13:32, 1 грудня
09:17, Вчора
live comments feed...