Формула смертельного ДТП на Сумской. Что дальше?

ФОТО - KHARKIV Today

Авария, произошедшая в Харькове на улице Сумской, потрясла жителей всей страны. Инцидент вызвал массу обсуждений. От узко-ситуативных – кто виноват в аварии, до более масштабной дискуссии – а что вообще происходит на дорогах Украины.

Трагедия заставила и власть искать решение проблемы. В  Кабмине заговорили об ужесточении наказания для водителей.

Что произошло в Харькове

Авария на Сумской  произошла 18-го октября в 20:45. По предварительной информации, Lexus, за рулем которого находилась 20-летняя Алена Зайцева, двигался на запрещающий сигнал светофора с площади Конституции в направлении улицы Сумской. Водитель внедорожника не пропустила Volkswagen Touareg, за рулем которого находился 49-летний харьковчанин, Геннадий Дронов. В результате столкновения двух авто, Lexus выбросило на тротуар, где находились люди. 5 человек погибли на месте, 6 получили травмы различной степени тяжести. 4 пострадавших были доставлены в больницу скорой и неотложной помощи, 2 – госпитализированы в областную клиническую больницу.  Спустя неделю после трагедии количество жертв увеличилось. Одна из пострадавших девушек, которая находилась в крайне тяжелом состоянии, скончалась в больнице скорой и неотложной помощи.

Таким образом трагедия унесла жизни 6 человек. Родственники и друзья погибших говорят, все, что для них важно сейчас – это независимое расследование и суровое наказание.

«Мы не считаем, что лишение свободы от 5 до 10 лет справедливое наказание в этой ситуации, ведь с того света никого не вернуть. А те, кто получили травмы, им придется жить с ними всю жизнь. Поврежденные, удаленные внутренние органы уже никогда не восстановятся. Но таково законодательство нашей страны и мы не в силах на это повлиять. Однако мы можем повлиять на финальное решение по этому делу и сделаем все, что в наших силах. Виновный должен понести наказание», - уверяют друзья погибшего в ДТП Александра Евтеева.

Зайцеву задержали в порядке ст. 208 УПК Украины, а Геннадия Дронова отпустили.

На следующий день после трагедии, прокуратура области утвердила подозрение девушке по факту нарушения правил безопасности дорожного движения, повлекшее гибель нескольких лиц (по ч.3 ст. 286 УК Украины), а уже 20-го октября в Киевском районном суде Харькова состоялось предварительное заседание об избрании Зайцевой меры пресечения.

В зале суда гособвинение настаивало на мере пресечения девушки в виде содержания под стражей, причем без права внесения залога.

«У подозреваемой есть загранпаспорт и возможности покинуть страну в случае домашнего ареста. Кроме того, один из главных свидетелей – ее подруга, на которую она сможет оказать давление», – пояснил свою позицию прокурор в зале суда.

Кроме того, он сделал заявление: «Мы только что получили результаты экспертизы, и анализ мочи Алены показал наличие опиата».

Суд арестовал девушку на 2 месяца без права внесения залога.

В ДТП виновен только один водитель?

Второй участник ДТП, водитель Volkswagen Touareg, Геннадий Дронов сейчас выступает в качестве свидетеля.

Но эксперт-автомобилист Алексей Беседин уверяет – Дронов также нарушил ПДД.

 «Во-первых, желтый сигнал светофора – запрещающий априори, то есть, машина не имеет права двигаться. Она имеет право двигаться только в том случае, если пересекла на зеленый сигнал светофора линию стоп, тогда водитель обязан завершить маневр. Но у нас произошло обратное: Дронов тронулся на желтый, еще и находился за линией стоп, а он должен был находиться до нее. О том, что это не нарушение мы не можем говорить, это точно нарушение», - рассказал президент автомобильного клуба «Харьков» Беседин.

Сам Дронов уверяет - ехал на разрешающий сигнал, а Lexus не увидел.

«Я двигался на зеленый сигнал светофора, убедился в безопасности переезда улицы Сумской, смотрел по сторонам, автомобиля Lexus не было в поле зрения. Я начал движение к перекрестку, уже сосредоточившись на пешеходном переходе… Я не видел Lexus и не мог его видеть, поскольку он вылетел на перекресток с бешеной скоростью», - заявил Дронов.

Адвокат Дронова, Сергей Перепелица, настаивает на том, что его подзащитный не виновен, мужчина намерен добиваться изменения статуса свидетеля на потерпевшего, поскольку говорит, что его подзащитный тоже пострадал в аварии.

«Он сильно ударился головой, ему было плохо еще в день аварии, - рассказал Перепелица. – Мы сначала поехали к следователю, после обратились в больницу, поскольку была ночь, и не работал МРТ и другая аппаратура, мы на следующий день прошли обследование, которое нам рекомендовали, собрали все документы и обратились в больницу с заключениями. Врачи сказали, что нужна госпитализация».

В полиции говорят, что статус Дронова действительно может измениться.

ПДД и  математика

Мы решили показать одно из видео с камер наблюдения эксперту-математику Дмитрию Багрию, чтобы рассчитать приблизительную скорость Lexus в момент столкновения.

Он взял за отрезок расстояние с начала разделительной полосы на площади Конституции и до точки, где и произошло столкновение Lexus и Volkswagen.

«За начальную точку отсчета принимаем момент, когда Лексус поравнялся с разметкой разделительного островка. На камере Triolan при этом отображается время 20:43:37. Смена с 36-й секунды на 37-ю происходит за 7 кадров до этого. Учитывая, что видео записано в формате 25 кадров в секунду, один кадр соответствует 0,04 с, а 7 кадров, соответственно, 7*0,04 = 0,28 с.», - подсчитал Багрий.

Время начальной точки: 20:43:37,28.

В момент столкновения на камере отображается 20:43:45. Смена 44-й секунды на 45-ю происходит на 16 кадров ранее.

То есть время столкновения: 20:43:45,64.

Следовательно, Лексус преодолел рассматриваемый участок за 45,64 - 37,28 = 8,36 секунд. Измерив на карте пройденное расстояние - 240 метров, получим среднюю скорость: 240/8,36 = 28,7 м/с, что соответствует 103 км/ч.

Учитывая, что перед столкновением Лексус несколько замедлился (судя по срабатыванию стоп-сигналов), максимальная скорость на данном участке была гораздо выше средней.

О чем говорят чиновники

Тем временем, в Киеве вновь заговорили об ужесточении наказания для водителей. Чиновники уже успели сделать несколько громких заявлений.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян предлагает уменьшить скоростной режим до 50 км/ч, ввести «драконовские штрафы» за превышение, за непристёгнутый ремень безопасности на передних и задних сиденьях, отсутствие детских кресел при перевозке детей, использование мобильного без средств «hands-free», а также лишать водителей прав за вождение в нетрезвом виде.

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков предлагает к этому добавить видеофиксацию на дорогах.

А стоит ли ужесточать наказание?

Адвокат Александр Гунченко уверен - не величина штрафа останавливает нарушителя ПДД в развитых странах, а стойкая уверенность в неотвратимости наказания. Осознавая возможность тем или иным способом уйти от ответственности, ПДД нарушать не перестанут даже при астрономических штрафах.

«Меры по ужесточению наказания за нарушения правил дорожного движения, а именно повышение штрафных санкций не будут эффективным средством и не смогут выполнять необходимую функцию наказания – превенцию. Кроме того, увеличение штрафов может стать дополнительным источником коррупции в нашей стране, которую, кстати, ужесточением санкций так и не побороли. Необходимо искать другие способы снижения уровня аварийности на дорогах, которые были бы действенными именно в нашем обществе. Повышать следует не штрафы, а уровень правосознания, возведя в культ правомерное поведение и не только за рулем автомобиля, а во всех сферах жизнедеятельности», - убежден адвокат Александр Гунченко.

Практика других стран

В Израиле в зависимости от вида правонарушения назначаются штрафные баллы. Потом, зависимо от количества баллов назначаются штрафы, проводят инструктажи или изымаются права.

В Германии допустимая скорость в населенных пунктах составляет 50 км/ч, а «ненаказуемый» допуск – не более 3 км/ч. Превышение же скоростного режима более чем на 51-60 км/ч в населенном пункте карается штрафом в 280 евро и лишением прав на 2 месяца.

Считается также суммарное превышение скорости – за год. Если в общей сумме набралось более 25 км/ч (или водитель превысил скорость трижды) – водителя лишают прав.

В Финляндии допустимая скорость в населенных пунктах 50 км/ч, за городом - 80 км/ч, на скоростных дорогах - 100 км/ч, на автострадах - 120 км/ч. Размер штрафа за превышение скорости на 50 и более км/ч зависит от дневного заработка нарушителя. Для иностранцев он составляет от 100 евро. К тому же, водитель лишается водительского удостоверения (не менее чем на 2-3 недели) непосредственно на месте происшествия, и полиция доставляет автомобиль на ближайшую стоянку. Иностранному водителю вернут права только при выезде из страны.

В Швейцарии допустимая скорость мало чем отличается от таковой в других европейских государствах: в городе - 50 км/ч, за городом - 80, скоростные дороги - 100, автострады - 120. «Нештрафуемое превышение» составляет 5 км/ч. Штраф за превышение на 50 км/ч - от 690 евро плюс изъятие прав сроком на год (плюс издержки по еще от 1000 евро).

В Великобритании одни из самых строгих ограничений скоростного режима: в городе допустимая скорость составляет лишь 48 км/ч, за городом - 96 км/ч, на скоростных дорогах и автострадах - 112 км/ч. При этом штраф за превышение скорости на 50 км/ч может достигать 2900 евро. В Великобритании установление нарушений осуществляется камерами.

Где корень проблемы и как ее решить

По статистике, именно нарушение скоростного режима является основной причиной ДТП. Зафиксировать нарушение можно только при помощи радаров, которых у полиции сейчас нет. Всему виной пробелы в законодательной базе, а также отсутствие денег в стране на такую спецтехнику.

«За несколько лет существования патрульной полиции не был оштрафован ни один водитель за превышение скорости. То есть полицию ввели, но забрали у нее радары и право контролировать скорость. По новому закону о полиции получается так, что им (ред. – полицейским) нечем контролировать. И потом никак не докажешь, что скорость была превышена», - подчеркнул Беседин.

По мнению эксперта, система видеофиксации вызовет лишь раздражение у водителей, хотя, говорит, после ее внедрения в Украине количество смертельных аварий может существенно снизиться. Кроме того, размещение камер по всей стране обойдется в крупную сумму.

Еще одной причиной ДТП с погибшими является вождение в нетрезвом виде. Отметим, что штрафы за вождение в состоянии опьянения (ст. 130 КУоАП) в Украине не так давно увеличили.

Так, на сегодняшний день за езду в нетрезвом виде предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 10 200 грн, с лишением права управлять сроком на 1 год. За повторное в течение одного года нарушение – в размере 20 400 грн, с лишением права управлять на 3 года. За последующее нарушение – в размере 40 800 грн, с лишением управлять на 10 лет.

«Это и так достаточно суровое наказание на сегодняшний день, другое дело, что огромное количество протоколов, выписанных сотрудниками полиции, согласно сведеньям из открытого реестра судебных решений – отменяются, либо дела об административных правонарушениях закрываются по истечению срока давности», - рассказал адвокат Александр Олейник.

В патрульной полиции говорят о сговоре адвокатов и судей, которые умышленно затягивают рассмотрение дел за нарушение ПДД в судах до истечения срока рассмотрения административных дел. И в результате сотни грубых нарушителей ПДД просто и легко уходят от наказания.

Из возможных путей решения адвокат называет:

·увеличение срока рассмотрения дела в суде за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения до 6 месяцев, а возможно и до одного года;

· повышение практического уровня работы сотрудников полиции по составлению протоколов о нарушении ст. 130 КУоАП путем проведения научных семинаров, практических занятий, лекций;

·надлежащее и полноценное материальное обеспечение полицейских приборами для измерения состояния алкогольного опьянения водителей;

·сотрудничество полицейских с различными общественными организациями или населением по выявлению и сообщению ими фактов вождения водителями ТС в состоянии опьянения и соответствующее своевременное реагирование на такие факты;

·создание «горячей линии» или социальной сети со свободным доступом граждан к ней, где каждый сознательный человек имел бы возможность предоставить информацию работникам полиции о зафиксированном им нарушении ПДД с предоставлением своих личных данных и доказательств (фото/видео фиксации) такого нарушения.

«Относительно ужесточения ответственности водителей за вождение в состоянии алкогольного опьянения, что повлекло гибель людей, то на законодательном уровне уже давно рассматривали вопросы внесения изменений в Уголовный кодекс Украины. А именно: изменения к ч. 3 286 УК Украины, путем изменения понятия «гибель нескольких лиц» на «гибель 2 лиц»,  предусмотренным наказанием от 5 до 10 лет лишения свободы. А также дополнение ст. 286 УК Украины частью 4, в которой необходимо было предусмотреть наказание за «гибель 3 и больше лиц», установив наказание на срок от 7 до 15 лет лишения свободы», - рассказал Александр Олейник.

В 2008 году пьяный водитель джипа на Полтавском шляхе сбил насмерть 6 человек. Суд признал Полтавца виновным и назначил ему 10 лет тюрьмы. Полтавец вышел чуть раньше конца своего срока – в 2015 году. На днях Полтавца задержали за вождение в нетрезвом виде, без водительских прав. Ему грозит наказание в виде лишения свободы за не отбытую часть по предыдущему приговору (2 года 7 месяцев и 17 дней) и 1 год лишения свободы за новое преступление.

Полтавец лишил жизни 6 человек, но даже через 10 лет это не помешало ему снова сесть пьяным за руль.

 Олег СКРИПНИК

Инна СТЕПАНИШИНА

ДТП Сумская Харьков ПДД Аваков
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
226 переглядів у жовтні
Я рекомендую
Ніхто ще не рекомендував

Коментарі

Коментарі призначені для обговорення, вияснення цікавих питань

Суспільство
Рішення чергової сесії Полтавської міської ради від 19 жовтня скасовує рішення виконавчого комітету міськради «Про надання адрес» від 22 серпня 2018 року. Тоді сесія затвердила надання адрес спорудам, які по суті є МАФами, але відтепер мали статус капітальної будівлі. До цього числа увійшли і скандальні будівлі «Космолоту» на зупинці Героїв Чорнобильців та новозбудовані магазини навпроти універсаму «Полтава» на вулиці 23 Вересня. Ось список будівель, з яки...
Суспільство
Відтепер адміністраціям полтавських шкіл і садочків заборонено збирати гроші з батьків на ремонти, канцтовари чи інші господарські потреби. Таке рішення депутати Полтавської міської ради затвердили на черговій сесії 19 жовтня.  За словами доповідачів з цього питання Андрія Матковського і Юрія Бойка, усі потреби дошкільних і загальноосвітніх навчальних закладів повністю покривають видатки з міського бюджету - це і капітальні ремонти, і заміна вікон, дверей,...
Суспільство
Депутати Полтавської міської ради на черговій сесїї схвалили історичне рішення про передачу у державну власність Петровського полтавського кадетького корпусу.  Сумна історія Кадетського корпусу триває вже десятиліття, весь цей час ані міська влада, ані приватні інвестори не хотіли укладати гроші у реставрацію будівлі. Відсьогодні Кадетський корпус переходить у підпорядкування Судової адміністрації України. Вона має до 2020 року повністю відреставрувати зан...
Політика
У Шишаках триває сесія обласної ради. У залі засідань присутні 72 депутати. На початку голосують за порядок денний. У нього вносять десяток питань, які стосуються погодження розвідки родовищ газу. Також на засідання приїздить Дмитро Гнап - колишній журналіст, а зараз кандидат у Президенти України. Раніше він приїздив до Полтави і безуспішно намагався знайти голову облради Олександра Біленького. У порядок також намагаються внести запит депутата від Радикаль...
Суспільство
Активно голосувати за проекти "бюджету участі" закликають полтавців у Полтавській міській раді. Для цього навіть розробили спеціальні агітаційні плакати.  Голосування за проекти "бюджету участі" можна пронолосувати онлайн на сайті Полтавської міської ради.
Політика
У Полтаві о 10:00 розпочнеться сесія міської ради. Депутати розглянуть у тому числі і кілька скандальних питань, які стосуються присвоєння адрес МАФам та самовільних забудов. У Шишаках о 10:00 розпочнуть чергову сесію обласної ради. Під час засідання депутати розглянуть кілька звернень з питань погодження на розробку нафтових та газових родовищ. При цьому запити на дозволи подали фірми, створені лише рік тому, які мають статутний фонд у кілька десятків тис...
Суспільство
За підтримки німецької урядової компанії «Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH» у місті, зусиллями проектного офісу GIZ у місті Полтава та комунальної організації «Інститут розвитку міста, реалізується проект «Інтегрований розвиток міст в Україні». У складі підготовленої «Концепції інтегрованого розвитку міста Полтава» сформовано ряд інвестиційно привабливих проектів. З початку 2018 року на робочих зустрічах з працівниками стр...
Політика
18 жовтня відбулося засідання постійної комісії з питань місцевого самоврядування, законності, правопорядку, інформаційної політики, Регламенту, депутатської етики та антикорупційної політики, яке провів її голова Сергій Луценко. Під час засідання попередньо розглянули проекти рішень вісімнадцятої сесії міськради. Зокрема, такі, що стосуються кадрових питань. Серед них – про затвердження на посадах заступників міського голови з питань діяльності виконачих...
Суспільство
16 жовтня 2018 року відбулося засідання оперативного штабу захисту представників аграрного бізнесу від рейдерів. Розглянули питання колективного звернення працівників соціальної сфери щодо виділення земельних ділянок за межами населеного пункту для ведення особистого селянського господарства та звернення Світлани Убийкін щодо рейдерських дій відносно приватного підприємства агрофірма «Славутич», звернення директора приватного підприємства імені Калашника І...